Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов

Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов

Первый тон (Систолический) по сравнению со вторым тоном: – более низкий и продолжительный, чем II тон; – громче выслушивается на верхушке сердца, чем на основании; – совпадает с верхушечным толчком и с пульсом на сонной артерии; – за первым тоном следует короткая пауза.

Второй тон (Диастолический): более высокий и короткий, чем I тон; громче выслушивается на основании сердца (во II м/р справа и слева от грудины), чем на верхушке; не совпадает с верхушечным толчком и пульсом на сонной артерии; за ним следует длинная пауза (диастолическая).

Помимо двух общепризнанных сердечных тонов иногда у людей удается зарегестрировать на ФКГ еще 2 тона: III и IV.

Схематическое изображение синхронно зарегистрированных фонокардиограммы (внизу) и электрокардиограммы (вверху) в норме

Третий тон, обусловлен колебаниями сердечной мышцы в начале диастолы, т. е. мышца сердца способна активно расслабляться (I), а так же звуками, обусловленными наполнением желудочков кровью (II).

III тон воспринимается в виде слабого, низкого и глухого звука в начале диастолы через 0, 12 0, 17 сек.

после II тона (будучи как бы эхом II тона), в норме выслушивается при непосредственной аускультации у детей и подростков астенического типа конституции.

Четвертый тон (предсердный) появляется в конце диастолы желудочков и связан с их быстрым наполнением за счёт сокращения предсердий (всегда патологический).

Изменение тонов сердца Тоны сердца могут изменяться по звучности: ослабление; усиление, как обоих тонов (I и II), так и по отдельности взятых, т. е. I или II.

Ослабление I и II тона. Причины (экстракардиальные): у лиц с избыточно развитым подкожно жировым слоем (ожирением); у лиц с хорошо развитым мышечным слоем; при патологии лёгких (левосторонний гидроторакс, эмфизема лёгких). Причины (кардиальные): миокардит; инфаркт миокарда; экссудативный перикардит; миокардиодистрофия.

Усиление I и II тона. В норме: у лиц астенического типа конституции; у лиц со слаборазвитым мышечным и подкожно жировым слоем; у детей. Экстракардиальные причины: пневмосклероз; большая каверна в нижней доле левого лёгкого; большой газовый пузырь желудка; уменьшение вязкости крови (анемия); тиреотоксикоз; физическая нагрузка.

Ослабление I тона на верхушке сердца. 1. Недостаточность митрального клапана; 2. Недостаточность аортального клапана; При обоих пороках ослабевает клапанный и мышечный компонент левого желудочка. 3.

Недостаточность трёхстворчатого клапана (ослабление I тона на трёхстворчатом клапане); 4.

Недостаточность клапана легочного ствола; При данных пороках ослабевают клапаны и мышечный компонент правого желудочка.

Усиление I тона на верхушке сердца. 1. Стеноз митрального отверстия (митральный стеноз). Появление усиленного (хлопающего) I тона за счёт усиления мышечного компонента; 2. Экстрасистолия; 3. Полная атриовентрикулярная блокада ( «пушечный тон Стражеско» ); Из за уменьшения наполнения кровью левого желудочка.

Ослабление II тона на основании сердца. Над аортой (2 ое м/р у правого края грудины). Причины: недостаточность аортального клапана; коллапс, шок. Над легочной артерией. Причины: При недостаточности правого желудочка.

Усиление II тона над аортой (акцент). Акцент – это усиление II тона по отношению ко II тону на противоположном сосуде. Причины: физическая нагрузка; гипертоническая болезнь, особенно гипертонический криз; атеросклероз аорты; нефрит.

Усиление II тона над лёгочной артерией (акцент). Причины: лёгочная гипертензия (митральный стеноз, эмфизема лёгких);

II. Увеличение числа выслушиваемых тонов 1. Расщепление и раздвоение тонов сердца. Тоны сердца слагаются из нескольких компонентов, воспринимаемых нами как единый звук вследствие их одновременности.

При некоторых условиях (как физиологических, так и патологических) эта синхронность может нарушаться, и тогда вместо одного тона могут выслушиваться два раздельных звука.

Если пауза между ними едва уловима, говорят о расщеплении тона, если она отчетлива – о раздвоении.

1. 1. Расщепление или раздвоение 1 тона.

Иногда наблюдается у совершенно здоровых людей, чаще у молодых, обычно в конце вдоха или выдоха, особенно после физического напряжения, в связи с не вполне одновременным закрытием двустворчатого и трех створчатого клапанов. В патологических условиях более стойкое раздвоение первого тона происходит из за неодновременного со кращения обоих желудочков, либо при блокаде одной из ножек пучка Гиса.

1. 2. Расщепление или раздвоение 2 тона. Выслушивается на основании сердца и объясняется неодновременным закрытием клапанов аорты и легочной артерии. В физиологических условиях раздвоение 2 тона связано с различными фазами дыхания.

Патологическое раздвоение II тона вызывают: – отставание захлопывания аортального клапана (стеноз устья аорты, гипертоническая болезнь); – отставание захлопывания клапана легочного ствола при повышении давления в малом круге кровообращения (митральный стеноз, хронические обструктивные заболевания легких);

III. Увеличение числа тонов сердца. 1. Митральный трехчленный ритм при сужении левого атриовентрикулярного отверстия (митральный стеноз) характеризуется появлением добавочного патологического тона – тона открытия митрального клапана. Этот тон появляется во время диастолы через 0, 07 0, 13 сек.

после II тона из за колебания сращенных створок склерозированного митрального клапана при его открытии в начале диастолы. Выслушивается трехчленный ритм, который называется «ритм перепела» . Его сравнивают со звуком молота, падающего на наковальню.

Митральный трехчленный ритм лучше всего выслушивается на верхушке сердца и представляет из себя усиленный (хлопающий) I тон на верхушке, II тон и спустя 0, 07 -0, 13 сек. после II тона дополнительный тон – тон открытия митрального клапана.

Щелчёк открытия митрального клапана ритм «Перепела» Первый тон усилен, хлопающий Второй тон неизменен Щелчёк открытия митрального клапана

2. «Ритм галопа» – трехчленный ритм, напоминающий ритм скачущей галопом лошади. Третий, дополнительный, тон выслушивается при этом или в начале диастолы после 2 го тона (протодиастолический ритм галопа) или в конце диастолы перед 1 м тоном (пресистолический ритм галопа).

2. 2. 1. Протодиастолический ритм галопа наблюдается при тяжелых поражениях мышцы сердца (тяжелые миокардиты, кардиосклероз, гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца).

Появление 3 го тона в начале диастолы вызывается при этом быстрым расправлением дряблой мышцы желудочка при его пассивном наполнении в начале диастолы.

Этот тон возникает через 0, 12 0, 2 секунды после 2 го тона и является усиленным физиологическим 3 им тоном.

Протодиастолический галоп

2. 2. 2. Пресистолический ритм галопа обусловлен более сильным сокращением предсердия и снижением тонуса желудочков. Лучше выявляется при замедлении атриовентрикулярной проводимости. Представляет собой усиленный физиологический 4 й тон.

Пресистолический галоп

2. 2. 3. Мезодиастолический (суммированный) ритм галопа – при тахикардии и выраженной слабости миокарда. Усиливаются 3 и 4 тоны, сливаются в середине диастолы, что имеет неблагоприятное прогностическое значение.

Суммационный галоп

Систолический галоп. Характерен для пролапса митрального клапана

Эмбриокардия При резком учащение сердечного ритма (150 ударов в мин), диастолическая пауза приближается к систолической. Мелодия сердца напоминает звук работающей машины.

Источник: https://present5.com/auskultaciya-serdca-tony-serdca-v-norme-i-patologii-2/

Тоны сердца

Места наилучшего выявления звуков сердца — тонов, а также шумов — не всегда совпадают с анатомической локализацией их источников — клапанов и закрываемых ими отверстий (рис. 45).

Так, митральный клапан проецируется в месте прикрепления III ребра к грудине слева; аортальный — по середине грудины на уровне III реберных хрящей; легочной артерии — во II межреберье слева у края грудины; трехстворчатый клапан — на середине линии, соединяющей места прикрепления к грудине хрящей III левого и V правого ребер.

Такая близость клапанных отверстий друг к другу затрудняет изолирование звуковых явлений в месте истинной их проекции на грудную клетку. В связи с этим определены места наилучшего проведения звуковых явлений от каждого из клапанов.

Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов

Д, Т – двух- и трехстворчатые.

Местом выслушивания двухстворчатого клапана (рис. 46, а) служит область верхушечного толчка, т. е. V межреберье на расстоянии 1—1,5 см кнутри от левой срединно-ключичной линии; клапана аорты — II межреберье справа у края грудины (рис.

46, б), а также 5-я точка Боткина — Эрба (место прикрепления III— IV ребра к левому краю грудины; рис. 46, в); клапана легочной артерии — II межреберье слева у края грудины (рис.

46, г); трехстворчатого клапана — нижняя треть грудины, у основания мечевидного отростка (рис. 46, д).

Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов

  • е — порядок выслушивания тонов сердца.
  • Выслушивание проводится в определенной последовательности (рис. 46, е):
  1. область верхушечного толчка; II межреберье справа у края грудины;
  2. II межреберье слева у края грудины;
  3. нижняя треть грудины (у основания мечевидного отростка);
  4. точка Боткина — Эрба.
  1. Такая последовательность обусловлена частотой поражения клапанов сердца.
  2. Порядок выслушивания клапанов сердца:
  3. У практически здоровых лиц при выслушивании сердца обычно определяются два тона — первый и второй, иногда третий (физиологический) и даже четвертый.
  4. В норме I и II тоны сердца (англ.):

Первый тон составляет сумма звуковых явлений, возникающих в сердце во время систолы. Поэтому он называется систолическим.

Он возникает в результате колебаний напряженной мышцы желудочков (мышечный компонент), замкнутых створок двух- и трехстворчатого клапанов (клапанный компонент), стенок аорты и легочной артерии в начальный период поступления в них крови из желудочков (сосудистый компонент), предсердий при их сокращении (предсердный компонент).

Образование и компоненты I тона (англ.):

Второй тон обусловлен захлопыванием и возникающими при этом колебаниями клапанов аорты и легочной артерии. Его появление совпадает с началом диастолы. Поэтому он называется диастолическим.

II тон сердца (англ.):

Между первым и вторым тонами наступает малая пауза (никаких звуковых явлений не прослушивается), а за вторым тоном следует большая пауза, после которой снова возникает тон. Однако начинающие обучение студенты нередко с большим трудом различают первый и второй тоны.

Для облегчения этой задачи рекомендуется вначале выслушивать здоровых людей с медленным сердечным ритмом. В норме первый тон выслушивается громче у верхушки сердца и в нижней части грудины (рис. 47, а).

Это объясняется тем, что к верхушке сердца лучше проводятся звуковые явления с митрального клапана и систолическое напряжение левого желудочка выражено больше, чем правого.

Второй тон громче выслушивается у основания сердца (в местах выслушивания аорты и легочной артерии; рис. 47, б). Первый тон более продолжительный и низкий, чем второй.

Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов

б – II тона.

Выслушивая попеременно тучных и худощавых людей, можно убедиться, что громкость сердечных тонов зависит не только от состояния сердца, но и от толщины окружающих его тканей. Чем больше толщина мышечного или жирового слоя, тем меньше громкость тонов, причем как первого, так и второго.

Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов

Тоны сердца следует научиться дифференцировать не только по относительной громкости на верхушке и основании его, по разной их продолжительности и тембру, но и по совпадению появления первого тона и пульса на сонной артерии или первого тона и верхушечного толчка (рис. 48).

По пульсу на лучевой артерии нельзя ориентироваться, так как он появляется позже первого тона, особенно при частом ритме.

Различать первый и второй тоны важно не только в связи с их самостоятельной диагностической значимостью, но и потому, что они играют роль звуковых ориентиров для определения шумов.

Читайте также:  Парасистолия: формы, причины и симптомы, диагностика, лечение парасистолии

Третий тон вызывается колебаниями стенок желудочков, преимущественно левого (при быстром наполнении их кровью в начале диастолы).

Он выслушивается при непосредственной аускультации на верхушке сердца или несколько кнутри от нее, причем лучше в положении больного лежа. Этот тон очень тихий и при отсутствии достаточного опыта аускультации может не улавливаться.

Он лучше выслушивается у лиц молодого возраста (в большинстве случаев вблизи верхушечного толчка).

III тон сердца (англ.):

Четвертый тон является результатом колебаний стенок желудочков при быстром их наполнении в конце диастолы за счет сокращения предсердий. Выслушивается редко.

IV тон сердца (англ.):

Далее: изменение тонов сердца.

Послушать тоны и шумы сердца в норме и при патологии можно на сайте http://www.prodiagnosi.com/old_site/item_41.html

Источник: http://www.plaintest.com/circulation/auscultation-heart/sounds

1

    1. Основные тоны.     2. Дополнительные тоны.     3. Ритмы галопа.     4. Щелчки.

  •     Тоны сердца подразделяются на основные и дополнительные.
  •     1. Основные тоны сердца
  • Основных тонов сердца два: первый и второй.
  •     Первый тон ( систолический) связан с систолой левого и правого желудочков, второй тон (диастолический) — с диастолой желудочков.

    Первый тон образован, главным образом, звуком закрытия митрального и трикуспидального клапанов и в меньшей мере звуком сокращающихся желудочков, а иногда и предсердий. 1 тон воспринимается ухом как единый звук.

Его частота у здоровых колеблется от 150 до 300 герц, продолжительность от 0.12 до 018 секунды.

    Второй тон вызван звучанием полулунных клапанов аорты и легочной артерии при   их захлопывании в начале фазу диастолы желудочков. По звучанию он выше и короче первого тона (250-500 герц, 0.08-0.12 с.).

  1.     На верхушке первый тон звучит несколько громче второго, на основании сердца — второй тон громче первого.
  2.     Прослушайте звучание тонов сердца в разных точках аускультации.
  3.     Первый и второй тон могут изменяться по громкости (усиленный-громкий, ослабленный-глухой), по структуре ( расщепленный, раздвоенный).

    Звучание тонов сердца зависит от силы и скорости сокращения мышцы сердца, наполнения желудочков, состояния клапанного аппарата. Среди практически здоровых людей более громкие тоны бывают у людей нетренированных, лабильных, что связано с более частым ритмом и относительно меньшим диастолическим наполнением, чем у тренированных.

    На звучание тонов оказывают влияние многие внесердечные факторы. Чрезмерное развитие подкожной клетчатки, эмфизема легких, левосторонние экссудативные плевриты и гидротораксы приглушают тоны сердца, а большой газовый пузырь желудка, полость в околосердечной области, пневмоторакс могут вследствие резонанса увеличить громкость тонов.

    Усиление первого тона может наблюдаться при эмоциональном возбуждении( ускорение выброса вследствие адреналового воздействия), экстрасистолии  (недостаточное наполнение желудочков), тахикардии.

    Послушайте громкий 1 тон сердца у больной с нейроциркуляторной          дистонией.

Ослабленный (приглушенный) первый тон наблюдается при поражении мышцы сердца и, связанной с этим, уменьшением скорости ее сокращения ( кардиосклероз, миокардит), при изменении митрального и/или трикуспидального клапанов (укорочении и утолщение створок при ревматизме, инфекционном эндокардите, реже — атеросклерозе).

    Прослушайте ослабленный первый тон у больного миокардитом.

     Особое диагностическое значение имеет хлопающий первый тон. Хлопающий первый тон является патогномоничным признаком стеноза левого или правого атриовентрикулярного отверстия.

При таком стенозе вследствие увеличения диастолического предсердно-желудочкового градиента давления, образующаяся вследствие сращения створок клапана воронка, при диастоле вдавливается в сторону желудочка, а при систоле выворачивается в сторону предсердия, издавая своеобразный хлопающий звук. Важно уметь различать хлопающий 1 тон от громкого. Хлопающий первый тон не только громкий, но и более высокий по частоте (до 1000-2000 герц) и короткий по продолжительности (0.08-0.12 с.), тогда как громкий от обычного различается только силой звучания. (См. спектрограмму)

Послушайте хлопающий первый тон у больного стенозом левого  атрио-вентрикулярного отверстия (митральный стеноз).

       Усиление второго тона (акцент 2 тона) чаще всего связано с повышением давления в аорте (акцент 2 тона на аорте), легочной артерии (акцент 2 тона на легочной артерии). Увеличение громкости 2 тона может наступить при краевом склерозе полулунных клапанов, но при этом звук может приобретать металлический оттенок.     Напоминаю, что акцент 2 тона определяется путем сравнения громкости 2 тона на аорте и легочной артерии.  

    Прослушайте акцент 2 тона на аорте у больного с артериальной гипертензией.

    Ослабление второго тона может наблюдаться при коллапсе, но главным образом при   недостаточности полулунных клапанов аорты (ослабление второго тона на аорте) или легочной артерии (ослабление второго тона на легочной артерии).

    При неодновременном сокращении левого и правого желудочка появляется раздвоение первого и/или второго тона. Причиной неодновременного сокращения может быть перегрузка одного из желудочков, нарушение проводимости по ножкам Гиса, нарушение сократимости мышцы сердца. Кроме раздвоения, может наблюдаться расщепление тонов сердца.

Раздвоение от расщепления отличается степенью расхождения составляющих тона. При раздвоении промежуток между разошедшимися частями тона равен или превышает 0,04 секунды, а при расщеплении — меньше 0.04 с., что воспринимается ухом как неопределенная неоднородность тона.

В отличие от раздвоения тона, причиной которого чаще всего является патология, расщепление может наблюдаться у практически здоровых людей.

  •     Прослушайте раздвоение первого тона у больного с блокадой правой ножки пучка Гиса.
  •           Теперь прослушайте раздвоение 2 тона на легочной артерииу больного с легочной гипертензией

    2. Дополнительные тоны сердца.

    У некоторых людей как практически здоровых, так и при патологии, могут прослушиваться, кроме основных тонов, дополнительные тоны сердца: третий и четвертый.

    Третий тон связан со звучанием мышцы желудочков, чаще левого,  в фазу быстрого расслабления  протодиастолы сердца. Потому третий тон называют протодиастолическим тоном. Четвертый тон связан со звучанием предсердий при их систоле. Так как систола предсердий происходит в фазу пресистолы желудочков, 4 тон называют пресистолическим.

    3 и 4 тон может прослушиваться как у здоровых людей, так и при различной, иногда тяжелой патологии сердца. Дополнительные тоны у здоровых людей Йонаш (Йонаш, 1968) назвал «невинными» тонами.

  1. 3. Ритмы галопа
  2.     С появлением дополнительных тонов сердца и их взаимоотношением с основными тонами связаны ритмы галопа.
  3.     Различают:

— протодиастолический ритм галопа: сочетание 1, 2 и 3 тонов; — пресистолический ритм галопа: сочетание 1, 2 и 4 тонов; — четырехтактный ритм: сочетание 1, 2, 3, и 4 тонов; — суммационный ритм галопа: имеются 4 тона, но вследствие тахикардии диастола     настолько укорачивается, что 3 и 4 тоны сливаются в один тон.

  •     Для врача важно уметь различать «невинные» трехчленные ритмы у здоровых от   патологических ритмов галопа.
  •     Наибольшее значение имеет различие и правильная трактовка протодиастолического ритма галопа.
  •     Признаки «невинного» протодиастолического ритма галопа:

— нет других признаков патологии сердца; — дополнительный тон глухой (тихий), низкочастотный. Он значительно слабее основных тонов; — трехчленный ритм слышен на фоне обычной частоты или брадикардии; — возраст до 30 лет.        Протодиастолический патологический ритм галопа всегда серьезный, угрожающий признак нарушения сократимости сердца, «крик сердца о помощи»   Такой ритм может быть у больных с инфарктом миокарда, злокачественным миокардитом Фидлера, идиопатической кардиомиопатией. Признаками патологического протодиастолического ритма  галопа являются: — признаки тяжелой патологии сердца; — относительно громкий 3 тон, превышающий по громкости основные тоны    сердца(акцент на 3 тоне); — трехчленный ритм на фоне тахикардии; — возраст свыше 30 лет.

    Суммационный ритм галопа прогностически столь же грозен, как и протодиастолический.

Патологическое и прогностическое значение пресистолического ритма галопа менее значимо, чем протодиастолического и суммационного. Такой ритм галопа иногда может быть у практически здоровых людей при небольшом увеличение атрио-вентрикулярной проводимости на фоне брадикардии, но может наблюдаться и у больных с атрио-вентрикулярной блокадой 1 степени.

    Признаки «невинного» пресистолического ритма галопа:

— отсутствие признаков патологии сердца, кроме умеренного удлинения PQ (до  0.20); — 4 тон глухой, значительно слабее основных тонов; — склонность к брадикардии; —  возраст менее 30 лет.

  1.       При наличии четырехтактного ритма подход должен быть сугубо индивидуальным.
  2.        Прослушайте ребенка с «невинным» протодиастолическим ритмом галопа.
  3.        Теперь прослушайте патологический протодиастолический ритм галопа у больного с идиопатической застойной кардиомиопатией.
  4.        Прослушайте пресистолический ритм галопа.

     Прослушайте больного инфарктом миокарда с суммационным ритмом галопа          Прослушайте четырехтактный ритм.

    4 . Патологические тоны и щелчки.

    Наибольшее диагностическое значение имеет тон (щелчок) открытия митрального (трикуспидального) клапана — opening snap.

    У здоровых людей митральный и трикуспидальный клапаны открываются в период протодиастолы, через 0.10-0.12 секунды после 2 тона, но предсердно-желудочковый градиент давления столь мал (3-5 мм рт.ст.), что они открываются бесшумно.

При митральном или трикуспидальном стенозе градиет предсердно-желудочкового давления увеличивается в 3-5 и более раз и клапаны открываются с такой силой, что появляется звук — тон открытия митрального (или трикуспидального) клапана.

    Тон открытия митрального (или трикуспидального) клапана высокий, превышает по частоте 2 тон (до1000 герц), слышен сразу за 2 тоном, на расстоянии 0,08-0.12 с. от него.

Причем, чем больше предсердно-желудочковый градиет давления и, следовательно, стеноз, тем ближе тон открытия к 2 тону. Еще одна важная особенность: диастолический шум, характерный для митрального стеноза, начинается не от 2 тона, а от тона открытия.

В сочетании с хлопающим 1 тоном и пресистолическим шумом, тон открытия составляет ритм перепела.

    Тон открытия митрального (трикуспидального) клапана является патогномоничным признаком митрального (трикуспидального) стеноза. Тон открытия митрального клапана лучше прослушивается по линии, соединяющей верхушку с 5 точкой, а тон открытия трехстворки — в 4 точке аускультации или в проекции трехстворки по срединной линии.

   Прослушайте тон открытия митрального клапана у больного митральным стенозом.

    Систолический щелчок.

    У некоторых людей, часто считающих себя здоровыми, в фазу систолы: посредине или ближе ко 2 тону, слышен сильный короткий как удар хлыста звук — систолический щелчок.

Такой щелчок может быть связан с пролапсом (прогибанием) митрального клапана, с аномалией митральных хорд (синдром свободной хорды).

При пролапсе после щелчка часто слышен убывающий короткий систолический шум, тогда как при синдроме свободной хорды такого шума нет.

    Прослушайте систолический щелчок у больного с митральным пролапсом.

    Протодиастолический щелчок, перикард-тон.

Изредка у людей, перенесших плеврит, перикардит возникают спайки с аортой, которые вызывают при сокращении сердца, обычно слышимый на основании сердца в фазу протодиастолы (сразу за 2 тоном),  щелкающий звук. Надо сказать, что причина таких щелчков на основании сердца не всегда ясна.

  •     Прослушайте протодиастолический щелчок у больного, перенесшего базальный перикардит.
  •            К разделу: «Шумы сердца»        
  • На основную страницу

Тоны сердца: норма, приглушены, описание, аускультация, виды сердечных тонов  

Источник: http://www.fesmu.ru/www2/poltxt/u0005/toni%20serdza/ton.serdza.htm

6 Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии

Лекция № 6

Читайте также:  Четвертая группа крови резус-положительный: характер, здоровье, диета

Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии.

Правила аускультации:

  1. Проводится после расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии сердца.
  2. Сердце выслушивают (если позволяет состояние больного) стоя, сидя, лежа на левом боку, на правом боку, на левом боку вполоборота (почти на живот), стоя после физической нагрузки.
  3. Чтобы не мешали дыхательные шумы, пациента просят сделать глубокий вдох – выдох, и задержать дыхание на короткое время.
  4. Аускультация проводится только с помощью стетофонендоскопа.

Проекция клапанов на поверхность грудной клетки:

  • Митральный клапан – расположен у места прикрепления 3 ребра.
  • Аортальный клапан – за грудиной, на середине расстояния между местом прикрепления хрящей 3-х ребер.
  • Клапан легочного ствола – второе межреберье у левого края грудины.
  • Трехстворчатый клапан (правый атриовентрикулярный, трикуспидальный) – на середине расстояние между местом фиксации 3 ребра слева и 5 ребра справа.

Последовательность аускультации:

  1. Митральный клапан – 5 межреберье на 1-1,5 см кнутри от левой срединоключичной линии – верхушка сердца (верхушечный толчок).
  2. Аортальный клапан – 2 межреберье у правого края грудины.
  3. Клапан легочного ствола – второе межреберье у левого края грудины.
  4. Трехстворчатый клапан – у основания мечевидного отростка, несколько вправо (точка прикрепления 5 ребра к грудине справа).
  5. Точка Боткина-Эрба – 3-4 межреберье у левого края грудины (место фиксации 4 ребра к грудине) – здесь выслушиваем аортальный клапан.

Если в данных точках аускультации патологических изменений нет, то аускультация на это ограничивается. Если есть изменения, то обследование расширяется.

Фазы работы сердца

  1. Сокращение сердца начинается с систолы предсердий – в это время остатки крови выгоняются из предсердий в желудочки (предсердный компонент 1 тона).
  2. Систола желудочков. Состоит:
    1. — фаза асинхронного сокращения – возбуждением охвачены отдельные мышечные волокна, внутрижелудочковое давление не повышается.
    2. — фаза изометрического сокращения – возбуждением охвачена вся мышечная масса миокарда. повышается давление в желудочках, когда оно превышает давление в предсердиях – закрываются атриовентрикулярные клапаны. (клапанный компонент 1 тона). Давление продолжает повышаться, в этот период полулунные клапаны еще закрыты (мышечный компонент 1 тона).
    3. — фаза изгнания – давление в желудочках становится выше, чем в аорте и легочном стволе, открываются полулунные клапаны, кровь устремляется в сосуды (сосудистый компонент 1 тона).
  3. Диастола – мышцы желудочков расслабляются, давление в них снижается, и кровь из аорты и легочного ствола устремляется в желудочки, встречает на своем пути полулунные клапаны и закрывает их (клапанный компонент 2 тона).
  • — фаза быстрого наполнения – давление в желудочках ниже, чем в предсердиях, открываются атриовентрикулярные клапаны, и кровь устремляется из предсердий в желудочки, за счет разницы градиенты давления.
  • — фаза медленного наполнения – по мере выравнивания давления в предсердиях и желудочках, то ток крови замедляется.
  • — систола предсердий – все повторяется.
  • Тоны сердца
  • Выслушиваются 2 звука — тона, разделенные беззвучными паузами.

При аускультации сердца на верхушке мы слышим 1 тон – короткий более сильный тон. Затем систолическая пауза – короткая. Далее – 2 том – более слабый еще более короткий звук. И 2 пауза, которая в среднем в 2 раза длиннее первой.

Первый тон по сравнению со вторым тоном:

  • Длиннее;
  • Ниже по своей тональности;
  • Лучше выслушивается на верхушке сердца, слабее на основании;
  • Совпадает с верхушечным толчком и пульсом на сонной артерии;
  • Возникает после длинной паузы;

Компоненты первого тона:

  • Клапанный компонент – колебания створок атриовентрикулярных клапанов в фазе изометрического сокращения;
  • Мышечный компонент – возникает в период изометрического сокращения и обусловлен напряжением колебания мышечных стенок желудочка в период замкнутых клапанов;
  • Сосудистый компонент – связан с колебанием начальных отрезков аорты и легочного ствола, при растяжении их кровью в фазе изгнания крови из желудочков;
  • Предсердный компонент – обусловлен колебанием стенок предсердий во время их сокращений в конце диастолы, с этого компонента начинается первый тон;

Второй тон, его компоненты:

  • Клапанный компонент — захлопывание створок полулунных клапанов аорты и легочной артерии вначале диастолы;
  • Сосудистый компонент – колебание начальных отрезков аорты и легочной артерии в начале диастолы при захлопывании их полулунных клапанов;

Свойства второго тона:

  1. Более высокий, тихий и короткий, чем первый тон;
  2. Лучше выслушивается на основании сердца;
  3. Образуется после короткой паузы;
  4. Не совпадает с верхушечным толчком и пульсацией сонных артерий;

Третий тон – обусловлен колебанием стенок желудочков в период быстрого их наполнения кровью, возникает через 0,12-0,15 секунды после второго тона, в норме может определяться у детей и у молодых людей с астенической конституцией.

Четвертый тон – появляется в конце диастолы желудочков и связан с их быстрым наполнением в период систолы предсердий при замедлении атриовентрикулярной проводимости. Он всегда патологический.

Изменение тонов сердца

Тоны могут меняться в отношении:

  • Силы
  • Тембра
  • Частоты
  • Ритма
  1. Изменение силы
  2. Усиливаться или ослабевать может либо один, либо оба тона.
  3. Усиление обоих тонов сердца, чаще является следствием несердечных изменений:
  1. Тонкая эластичная грудная клетка;
  2. Сморщивание переднего края легких (например, при обтурационном ателектазе);
  3. Инфильтрация (уплотнение) смежных с сердцем участков легких;
  4. Высокое стояние диафрагмы с приближением сердца к грудной стенке;
  5. Резонанс тонов сердца при наполнении желудка газом или при метеоризме, при полости в легких;

Сердечные факторы:

  1. Усиленная сердечная деятельность при физической нагрузке;
  2. При лихорадке;
  3. Тяжелой анемии;
  4. Нервно-психическом возбуждении;
  5. При тиреотоксикозе;
  6. Приступе тахикардии;
  • Ослабление обоих тонов сердца
  • Называются приглушенными, при выраженном ослаблении – глухими.
  • Встречаются при поражении миокарда (например, при инфаркте), при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок).
  • Внешние факторы:
  1. Толстая грудная стенка;
  2. Гидроторакс;
  3. Гидроперикардит;
  4. Эмфизема легких;
  1. С диагностической точки зрения, большее значение имеет ослабление одного из тонов.
  2. Усиление 1 тона у верхушки сердца
  3. Возникает из-за уменьшения наполнения кровью левого желудочка при:
  4. — сужении левого атриовентрикулярного отверстия (митральный стеноз);
  5. — экстрасистолия;
  6. — мерцание предсердий (пушечный тон Стражеско);
  7. Ослабление 1 тона у верхушки
  1. При патологии митрального и трехстворчатого клапана, недостаточность атриовентрикулярных клапанов, возможно ослабление до его полного отсутствия.
  2. При недостаточности аортального клапана, за счет отсутствия периода замкнутых клапанов.
  3. При остром миокардите.

Усиление 2 тона на аорте

В норме 2 тон на аорте и легочном стволе слышны одинаково. Усиление в одной из точек – акцент 2 тона.

  • Акцент 2 тона на аорте:
  • — при повышении кровяного давления
  • — при атеросклеротическом
  • Ослабление 2 тона на аорте:
  • — при недостаточности клапанов аорты
  • — при снижении ад
  • Акцент 2 тона на легочной артерии:
  • — при повышении давления в малом круге кровообращения;
  • — при первичном склерозе легочной артерии;
  • — незаращение артериального протока;
  • — пороки сердца;
  • Ослабление 2 тона над легочной артерией:
  • — только при недостаточности правого желудочка;
  • Тембр тонов

Зависит от примеси к основному тону обертонов. Различают более мягкие и глухие тоны (при миокардите), и более резкие и звонкие (митральный стеноз).

Частота тонов

В норме 60-90 в минуту. Считают тоны только по систолическим тонам. При нарушении ритма подсчитывают как ЧСС, так и число пульсовых волн. Если число пульсовых волн меньше ЧСС, то это – дефицит пульса.

  1. Ритм тонов
  2. Правильное чередование тонов и пауз внутри каждого сердечного цикла, и правильно чередование самих сердечных циклов.
  3. Увеличение числа выслушиваемых тонов
  1. Расщепление и раздвоение тонов сердца.

При некоторых условиях как физиологических, так и патологических, тон воспринимается не как единый звук, а как 2 раздельных звука. Если пауза между ними едва уловима, говорят о расщеплении тона. Если пауза отчетлива – о раздвоении.

Расщепление или раздвоение 1 тона – встречается у здоровых людей, на высоте вдоха или выдоха, особенно после физической нагрузке. В патологических условиях – более стойкое раздвоение первого тона происходит из-за неодновременного сокращения обоих желудочков при слабости одного из желудочков, или при блокаде одной из ножек пучка Гисса.

Расщепление или раздвоение 2 тона – выслушивается на основании сердца, и объясняется неодновременным закрытием клапанов аорты и легочной артерии. Причина: изменение наполнения желудочков, изменение давления в аорте и легочном стволе.

  • Патологическое раздвоение 2 тона вызывают:
  •  — отставание захлопывания аортального клапана (стеноз устья аорты);
  • — отставание захлопывания клапана легочного ствола при повышении давления в малом круге кровообращения (митральный стеноз, ХОБЛ);
  • — отставание сокращения одного из желудочков при блокаде ножек пучка Гиса;
  • Трехчленные ритмы

«Ритм Перепела» (митральный трехчленный ритм) – образуется при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия, появляется дополнительный тон, щелчок открытия митрального клапана.

Появляется во время диастолы через 0,7-0,13 сек после второго тона, из-за колебаний сращенных створок митрального клапана. Его сравнивают со звуком молота, падающего на наковальню.

Выслушивается на верхушке сердца.

1 тон – высокий, 2 – не изменен, 3.

«Ритм галопа» — напоминает ритм скачущей галопом лошади. Третий, дополнительный, тон выслушивается при этом или в начале диастолы после 2 тона (протодиастолический ритм галопа) или в конце диастолы перед 1 тоном (пресистолический ритм галопа), в середине диастолы – мезодиастолический ритм.

Протодиастолический галоп – наблюдается при тяжелом поражении мышцы сердца (инфаркты, тяжелые миокардиты). Появление 3 тона вызывается при этом быстрым расправлением дряблой мышцы желудочка в фазу быстрого наполнения. Он возникает через 0,12-0,2 сек после 2 тона и является усиленным физиологическим 3 тоном.

Пресистолический ритм галопа – обусловлен более сильным сокращением предсердий и снижением тонуса желудочков. Лучше выявляется при замедлении атриовентрикулярной проводимости. Представляет собой усиленный физиологический 4 тон.

  1. Мезодиастолический ритм галопа – суммированный – усиливаются и 3 и 4 тоны, сливаются в середине диастолы, прогностически не благоприятный признак.
  2. Систолический галоп – дополнительный тон является эхом 1 тона – характерно для пролапса митрального клапана.
  3. Эмбриокардия
  • При резком учащении сердечного ритма (150 ударов в минуту) диастолическая пауза приближается к систолической;
  • Мелодия сердца напоминает звук работающей машины;

Источник: https://studizba.com/lectures/77-medicina/1137-lekcii-po-propedevtike-vnutrennih-bolezney/21062-6-auskultaciya-serdca-tony-serdca-v-norme-i-patologii.html

Что означает тоны сердца приглушены

Тоны сердца являются отражением главным образом вибрационных движений, возникающих при быстром ускорении или замедлении кровотока в сердечно-сосудистой системе. Однако нет однозначного мнения о доли участия в генезе этих вибраций различных анатомических образований — клапанов, мышц, сосудов, других опорных структур.

Оглавление:

Исследования с использованием одновременной регистрации эхо- и фонокардиограмм показали, что I и II тоны сердца возникают главным образом в результате закрытия предсердно-желудочковых клапанов и клапанов аорты и легочного ствола, а также других процессов, сопровождающих их закрытие.

На громкость I тона сердца влияют положение створок левого предсердно-желудочкового клапана в момент систолы желудочков; скорость повышения пульсового давления левого желудочка; наличие или отсутствие структурных изменений левого предсердно-желудочкового клапана и количество тканей, воздуха или жидкости между сердцем и стетоскопом.

Громкость I тона увеличивается, если продолжительность диастолы укорачивается вследствие тахикардии, если атриовентрикулярный кровоток усиливается при повышении сердечного выброса или замедляется при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия, если интервал Р— R между сокращениями предсердий и желудочков укорачивается. Громкий I тон при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия (митральном стенозе) отражает большую податливость клапана, в результате чего повышается давление в левом предсердии и он остается открытым в момент изоволюметрического сокращения.

Читайте также:  Варикозное расширение вен пищевода: 1, 2, 3 степени, классификация, причины, симптомы, лечение народными средствами

Ослабление I тона может быть следствием плохой проводимости звука через ткани грудной клетки, медленного повышения пульсового давления в левом желудочке, увеличения продолжительности интервала Р— R или неполного закрытия клапана, когда размеры створок меньше просвета, как, например, при недостаточности левого предсердно-желудочкового клапана (митральной недостаточности). Глухой I тон выслушивается также при неподвижности передней створки левого предсердно-желудочкового (митрального) клапана в результате ее ригидности или кальцификации даже при преобладании стеноза этого клапана.

Источник: http://www.diagnos-online.ru/symptoms/symptom1205.html

Сердечные тоны: понятие, аускультация, о чем говорят патологические

Каждый знаком со священнодействием врача в момент осмотра пациента, которое научным языком называется аускультация. Доктор прикладывает к груди мембрану фонендоскопа и внимательно вслушивается в работу сердца. Что он слышит и какими специальными знаниями он обладает, чтобы понимать услышанное, разберемся ниже.

Тоны сердца – это звуковые волны, возникающие в результате работы сердечной мышцы и клапанов сердца. Их можно услышать, если приложить фонендоскоп или ухо к передней грудой стенке. Чтобы получить более детальную информацию, доктор выслушивает тоны в специальных точках, поблизости от которых находятся клапаны сердца.

Сердечный цикл

Все структуры сердца работают согласованно и последовательно, чтобы обеспечить эффективный кровоток. Длительность одного цикла в покое (то есть, при 60 ударах в минуту) составляет 0,9 секунды. Он состоит из сократительной фазы – систолы и фазы расслабления миокарда – диастолы.

схема: сердечный цикл

Пока сердечная мышца расслаблена, давление в камерах сердца ниже, чем в сосудистом русле и кровь пассивно поступает в предсердия, затем в желудочки.

Когда последние заполняются на ¾ своего объема, предсердия сокращаются и с силой проталкивают в них оставшийся объем. Этот процесс называется систолой предсердий.

Давление жидкости в желудочках начинает превышать давление в предсердиях, из-за чего атриовентрикулярные клапаны захлопываются и отграничивают полости друг от друга.

Кровь растягивает мышечные волокна желудочков, на что они отвечают быстрым и мощным сокращением – наступает систола желудочков.

Давление в них быстро нарастает и в момент, когда оно начинает превышать давление в сосудистом русле, клапаны последних аорты и легочного ствола открываются. Кровь устремляется в сосуды, желудочки запустевают и расслабляются.

Высокое давление в аорте и легочном стволе закрывает полулунные клапаны, поэтому обратно в сердце жидкость не поступает.

За систолической фазой следует полное расслабление всех полостей сердца – диастола, после которой наступает следующая стадия наполнения и сердечный цикл повторяется. По времени диастола в два раза превышает систолу, поэтому сердечная мышца имеет достаточное время для отдыха и восстановления.

Образование тонов

Растяжение и сокращение волокон миокарда, движения створок клапанов и шумовые эффекты струи крови рождают звуковые колебания, которые улавливает человеческое ухо. Таким образом, выделяют 4 тона:

1 тон сердца появляется во время сокращения сердечной мышцы. Он складывается из:

  • Вибрации напряженных волокон миокарда;
  • Шума схлопывания створок председрно-желудочковых клапанов;
  • Вибрации стенок аорты и легочного ствола под давлением поступающей крови.

В норме он доминирует на верхушке сердца, которая соответствует точке в 4-м межреберье слева. Выслушивание первого тона по времени совпадает с появлением пульсовой волны на сонной артерии.

2 сердечный тон появляется через короткий промежуток времени после первого. Он слагается из:

  • Схлопывания створок аортального клапана:
  • Схлопывания створок клапана легочного ствола.

Он менее звучный, чем первый и превалирует во 2-м межреберье справа и слева. Пауза после второго тона более длинная, чем после первого, так как она соответствует диастоле.

3 сердечный тон не является обязательным, в норме он может и отсутствовать. Он рождается колебаниями стенок желудочков в тот момент, когда происходит пассивное заполнение их кровью. Чтобы уловить его ухом, необходим достаточный опыт в аускультации, тихое помещение для обследования и тонкая передняя стенка грудной полости (что встречается у детей, подростков и астеничных взрослых).

4 сердечный тон также относится к необязательным, отсутствие его не считается патологией. Он появляется в момент систолы предсердий, когда происходит активное заполнение желудочков кровью. Четвертый тон лучше всего выслушивает у детей и субтильных молодых людей, у которых грудная клетка тонкая, а сердце плотно прилегает к ней.

точки аускультации сердца

В норме тоны сердца ритмичные, то есть возникают после одинаковых промежутков времени. Например, при частоте сердечных сокращений 60 в минуту после первого тона до начала второго проходит 0,3 секунды, а после второго до следующего первого – 0,6 секунды.

Каждый из них хорошо различим на слух, то есть тоны сердца ясные и громкие. Первый тон довольно низкий, продолжительный, звучный и начинается после относительно длительной паузы. Второй тон выше, короче и возникает после небольшого промежутка тишины.

Третий и четвертый тоны выслушиваются после второго – в диастолическую фазу сердечного цикла.

Видео: тоны сердца — обучающее видео

Изменения тонов

Тоны сердца являются по своей сути звуковыми волнами, поэтому их изменения происходят при нарушении проведении звука и патологии структур, которые эти звуки издают. Выделяют две основные группы причин, по которым сердечные тоны звучат отлично от нормы:

  1. Физиологические – они связаны с особенностями исследуемого человека и его функциональным состоянием. Например, избыточная подкожно-жировая около перикарда и на передней стенке груди у тучных людей ухудшает проведение звука, поэтому тоны сердца становятся приглушенными.
  2. Патологические – они возникают при повреждении структур сердца и отходящих от него сосудов. Так, сужение атриовентрикулярного отверстия и уплотнение его створок приводит к появлению щелкающего первого тона. Плотные створки при схлопывании издают более громкий звук, чем нормальные, эластичные.

Приглушенными тоны сердца называют в случае, когда они теряют свою ясность и становятся плохо различимыми. Слабые глухие тоны во всех точках аускультации наводят на мысли о:

изменения тонов сердца, характерные для определенных нарушений

  • Диффузном поражении миокарда со снижением его способности сокращаться – обширный инфаркт миокарда, миокардит, атеросклеротический кардиосклероз;
  • Выпотном перикардите;
  • Ухудшении проведения звука по причинам, не связанным с сердцем – эмфизема легких, пневмоторакс.

Ослабление одного тона в какой-либо точке аускультации дает довольно точную характеристику изменениям в сердце:

  1. Приглушение первого тона на верхушке сердца говорит о миокардите, склерозе сердечной мышцы, частичном разрушении или недостаточности атриовентрикулярных клапанов;
  2. Приглушение второго тона во 2-м межреберье справа возникает при недостаточности клапана аорты или сужении (стенозе) ее устья;
  3. Приглушение второго тона во 2-м межреберье слева свидетельствует от недостаточности клапана легочного ствола или о стенозе его устья.

При некоторых болезнях изменение тонов сердца носит настолько специфичный характер, что получает отдельное название.

Так, для митрального стеноза характерен «ритм перепела»: хлопающий первый тон сменяется неизмененным вторым, после которого возникает эхо первого – добавочный патологический тон.

Трех- или четырехчленный «ритм галопа» возникает при тяжелом поражении миокарда. В этом случае кровь быстро растягивает истонченные стенки желудочка и их колебания рождают дополнительный тон.

Усиление всех сердечных тонов во всех точках аускультации встречается у детей и у астеничных людей, так как у них передняя грудная стенка тонкая и сердце довольно близко лежит от мембраны фонендоскопа. При патологии характерно увеличение громкости отдельных тонов в определенной локализации:

  • Громкий первый тон на верхушке возникает при сужении левого атриовентрикулярного отверстия, склерозе створок митрального клапана, тахикардии;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева говорит о повышении давления в малом круге кровообращения, что приводит к более сильному схлопыванию створок клапана легочной артерии;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева свидетельствует от повышении давления в аорте, атеросклерозе, уплотнении стенки аорты.

Аритмичные тоны говорят о нарушении в проводящей системе сердца. Сердечные сокращения возникают с различными интервалами, так как не каждый электрический сигнал проходит через всю толщу миокарда.

Тяжелая атриовентрикулярная блокада, при которой работа предсердий не согласована с работой желудочков приводит к появлению «пушечного тона». Он обусловлен одномоментным сокращением всех камер сердца.

Раздвоение тона – это замещение одного продолжительного звука двумя короткими. Оно связано с рассинхронизацией работы клапанов и миокарда. Раздвоение первого тона возникает из-за:

  1. Неодновременного закрытия митрального и трехстворчатого клапанов при митральном/трикуспидальном стенозе;
  2. Нарушения электрической проводимости миокарда, по причине которого предсердия и желудочки сокращаются в разное время.

Раздвоение второго тона связано с расхождением по времени схлопывания створок аортального и легочного клапанов, что говорит об:

  • Избыточном давлении в малом круге кровообращения;
  • Артериальной гипертензии;
  • Гипертрофии левого желудочка при митральном стенозе, из-за которого его систола заканчивается позже и аортальный клапан закрывается с опозданием.

При ИБС изменения тонов сердца зависят от стадии заболевания и произошедших изменений в миокарде. В начале болезни патологические изменения выражены слабо и тоны сердца остаются нормальными в межприступный период.

Во время приступа они становятся приглушенными, неритмичными, может появляться «ритм галопа».

Прогрессирование болезни приводит к стойкой дисфункции миокарда с сохранением описанных изменений даже вне приступа стенокардии.

Следует помнить, что не всегда изменение характера тонов сердца говорит о патологии именно сердечно-сосудистой системы.

Лихорадка, тиреотоксикоз, дифтерия и многие другие причины приводят к изменению сердечного ритма, появлению добавочных тонов или их приглушению.

Поэтому доктор интерпретирует аускультативные данные в контексте всей клинической картины, что позволяет наиболее точно определить характер возникшей патологии.

Источник: http://sosudinfo.ru/serdce/serdechnye-tony/

«Сокращения сердца приглушены». Почему?

Когда врач прослушивает сердце у пациента, он говорит о тонах сердца. Тоны сердца бывают усилены или ослаблены, сразу оба, или только один.

Ослабление тонов сердца может быть физиологической (нормальной), а может быть вызвана какими-то заболеваниями. Если тоны сердца ослаблены — тогда врач запишет в медицинскую карточку такие слова: «Тоны сердца приглушены».

И начнет искать причину этого ослабления тонов. И причины тоже могут быть самые разные.

Например, приглушенные тоны сердца наблюдаются у спортсменов, у которых очень хорошо развита мускулатура грудной клетки. Тогда плотный мышцы поглощают звук сердцебиения. Это естественная причина.

Еще приглушенные тона могут быть у людей с ожирением. Тогда звук поглощает большая жировая прослойка.

Приглушает тоны сердца эмфизема легких — это заболевание, при котором грудная клетка сильно раздута из-за расширения легких. Может вызвать приглушенность пневмоторакс, перикардит и другие заболевания.

Ослабление одного тона говорит врачу о пороке клапана, патологии сердечной мышцы и других заболеваниях.

Поэтому, если приглушенные тоны сердца не являются физиологическими, врач назначит детальное обследование.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/sokraschenija-serdca-priglusheny-pochemu.html

Что такое тоны сердца

Источник: http://smart-yufo.ru/chto-oznachaet-tony-serdca-priglusheny/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector